HIENDMUSIC.RU
Сайт о хорошем звуке
3 июля 2015 г.

1000zxllimited.JPG

В начале девяностых 99% любителей музыки отнесли свои кассеты и кассетные деки на помойки и массово перешли на компакт диски. Сегодня, в 21 веке, к записи музыки на компакт кассеты неожиданно возвращается интерес. Меломаны покупают отреставрированные кассетные деки 80х годов, гоняются за остатками запечатанных аудиокассет, а в интернете появляются объявления, казалось бы, канувшие в историю навсегда – «запишу музыку на компакт кассету». В середине восьмидесятых годов это был отличный бизнес, и человек, предлагавший «пионерам от музыки» список вроде такого, считался невероятно крутым. Но кому может понадобиться запись на компакт кассеты во времена, когда любую музыку можно в приличном качестве скачать через интернет? Hiendmusic.ru предлагает вместе разобраться в этом вопросе – блажь сегодня кассетная запись, или в ней есть какой-то смысл.

Для начала признаем, что 99% меломанов поменявших в начале 90х годов кассеты на компакт диски сделали это неспроста – компакт диски звучали лучше кассет, и на то были причины. Начнем с того, что кассетные деки высшего класса, о которых пойдет разговор в этой статье, в 90-е годы могли позволить себе очень немногие. Большинство имело весьма средние аппараты  типа таких, таких или вот таких, а обладатель вот такого чуда техники уже мнил себя владельцем супердеки и считал, что выше только звезды. По-настоящему классные аппараты, любители музыки видели только на картинках, а то и вовсе не знали об их существовании, что было счастливым неведением, так как купить подобную технику не отважились бы даже самые серьезные спекулянты – 850-1500 долларов США были в 80-е годы колоссальной суммой.

Второй причиной, по которой кассетная запись без боя сдалась натиску компакт-дисков, было качество исходного сигнала при записи. О дублировании с кассеты на кассету нечего даже говорить, но и те, кто делали свои записи с «пластов», чаще всего воспроизводили винил с посредственных вертушек, на которых стояли дешевые головки звукоснимателей, а фонокорректор был, как правило, встроенным в усилитель. Ни о каком полноценном воспроизведении винила не могло быть и речи, и звонкое, динамичное звучание CD снесло всю кассетную «тухлятину» одним махом.

Почему же в начале 21 века к записи на кассеты вновь проснулся интерес? Дело в том, что сейчас любителям музыки стало доступно то, о чем в 80е невозможно было даже мечтать – кассетные деки высшего уровня. Этим аппаратам больше тридцати лет, но можно купить отреставрированную деку в отличном рабочем состоянии, и хотя стоить она будет… те же 1000-1500 долларов, что и в годы выпуска, доллар сегодня уже не тот, и от подобных ценников в обморок никто не падает.

Музыка записанная на топовую деку с того же компакт диска, звучит ЛУЧШЕ, чем на оригинале – мягче, сочнее, приятнее на слух. Пленка сглаживает дискретность цифровой записи, и делает звучание музыки более «аналоговым», облагораживает его. На пленку можно записывать hd-tracks и получать носители, превосходящие CD и уступающие только «хорошо приготовленному» винилу. И наконец, самое главное, виниловые тракты высокого уровня сегодня тоже получили более широкое распространение, чем в 80е, и кассетная запись, сделанная на топовой деке с качественного винилового тракта, превосходит CD и уступает по звучанию только исходной пластинке и записи с катушечного магнитофона. Компакт диску в этом состязании просто «нечего ловить» - настолько богаче и приятнее на слух звучание хорошей кассетной записи. Сомневающиеся могут пройти на страницу ТЕСТОВЫХ ОЦИФРОВОК, скачать ТЕСТ 34 и ТЕСТ 36 и сравнить звучание этих треков с компакт-диском.

Есть у кассетной записи и свои минусы. Покупая за 600-1500 долларов аппарат 80х годов выпуска, вы ВСЕГДА покупаете кота в мешке. Техника может исправно работать долгие годы, а может выйти из строя на следующий день. К счастью, сегодня все еще возможно устранить любую неисправность, но «донорских» запчастей с каждым днем становится меньше, и однажды вы можете столкнуться с тем, что дека сломается навсегда. С другой стороны, это может случиться и через 10 лет, а 1000 долларов – не такая большая плата за десятилетие музыкального удовольствия. У многих людей в год столько же уходит на пиво.

Итак, стоит ли заводить сегодня кассетную деку и что с ней делать?

  1. На деки можно записывать музыку с hd-tracks и виниловых пластинок, и получать носители, превосходящие по звучанию компакт-диски.
  2. Кассетная дека поможет вам облагородить звучание цифровой музыки.
  3. Кассетная дека может стать основой системы в другом доме. Чтобы не таскать винил с места на место, вы можете переписать пластинки на кассеты и сделать источником второй системы деку.
  4. На кассеты можно записывать сборники. Многие группы выпускали альбомы с 3-4 яркими хитами, разбавляя их посредственным материалом, и слушать такие альбомы целиком – удовольствие сомнительное. Сборник лучших вещей – хорошее решение, а сборник, записанный в аналоге с виниловых пластинок – идеальное.
  5. Приобретение кассетной деки – самый простой и недорогой способ приобщиться к аналоговому звуку. Музыка 60х-80х годов, изданная на CD звучит плохо. Цифровые мастера, сделанные для этих компакт-дисков, производились с катушечных мастер-лент при помощи первого профессионального оцифровщика фирмы Sony. Это было в начале цифровой эпохи, и несовершенная на то время техника убила музыку - она потеряла масштаб, живость, краски обертонов и послезвучий. Слушать на компакт дисках Led Zeppelin или Black Sabbath – значит не знать, как должна звучать эта музыка. Получить правильное впечатление от нее можно или, послушав оригинальный винил, или сделав аналоговую кассетную запись. Таким образом, приобретение кассетной деки можно считать первым шагом в познании настоящего звука, не испорченного цифрой.
  6. Последний и главный аргумент в пользу приобретения хорошей кассетной деки – владение ей доставляет огромное удовольствие. Вещь, сделанная тридцать лет назад на пределе технологических возможностей того времени, кажется живой. Музыка, звучащая с кассеты, кажется более «одушевленной», чем цифровая, и не имеет значения – иллюзия это, или так есть на самом деле. Это просто здорово! Попробуйте, пока есть возможность – вам понравится!

          Если вы решили купить кассетную деку, то настоятельно рекомендуем интересоваться одной единственной маркой –       Nakamichi. Рассматривать другие варианты не имеет смысла – в мире кассетных дек есть Nakamichi и все остальное. Что это за марка, и что нужно о ней знать? Передаем слово эксперту по этим легендарным декам Артему Карапетяну.

КАССЕТНИКИ НАКАМИЧИ

Начну с того, что Nakamichi это фирма, придумавшая как реализовать сквозной канал (причём три раздельные головки, разнесённые физически друг от друга, как в катушечниках) в очень несовершенных тогда кассетных магнитофонах. Это полезная функция, позволяющая быстро настраивать магнитофон для записи на конкретной плёнке, и контролировать качество самой записи в реальном времени.

Накамичи внедрила сквозной канал первой в мире, в дорогую кассетную деку элитного уровня  Nakamichi 1000 «TRI-TRACER». Для этого пришлось сильно усложнить лентопротяжный механизм, введением в систему двухвального натяжения ленты на блоке головок, с двумя прижимными роликами, вместо одновального, как было задумано фирмой Филипс в 60-х годах изначально. Т.н. «закрытый тракт». Только так фирма Накамичи смогла обеспечить должное натяжение ленты на головках, обеспечив тем самым необходимый охват и натяжение ленты на зазорах магнитных головок, стоящих отдалённо друг от друга. В катушечниках эту проблему решают боковые узлы натяжения, а в кассетных магнитофонах их ставить просто некуда, ввиду миниатюрности механизма. Забегая вперёд эволюции кассетной механики, скажу, что впоследствии несколько фирм, например, Кенвуд и Таскам, каждая по-своему, решили проблему натяжения ленты на головках кассетной деки по-иному, опередив Накамичи в этом, по бережности обращения с лентой, и технологии. Но это было позднее, уже в 80-х г.г, и об этом нужно говорить отдельно, т.к. реализовано это было весьма интересно.

А в 1973 г, когда вышла на рынок 1000 TRI-TRACER, равных ей не было. Прочие фирмы равнялись на конструкцию этой деки, как на эталон качества. В 1000-й была реализована также функция регулировки азимута записывающей головки, по сигналу встроенного генератора. Эта опция успешно борется с неточностью отлитых корпусов разных кассет, отличных от эталонного шаблона компакт-кассеты, чтобы в дальнейшем, можно было без потери качества воспроизводить эту кассету на любом магнитофоне. Кстати, наиболее точные корпуса, по моему опыту, изготовляла TDK. Обычно для этих кассет азимут ГЗ выставляется «в нули».

Звучат первые топовые Накамичи очень ясно, чисто и динамично, даже напоминая своих лучших катушечных собратьев. Но, естественно, по динамическому диапазону и шумности, им уступают, ввиду непреодолимых ограничений формата КК.

Впоследствии, звучание «топов» фирмы в 80-х г.г. усложнилось, появилась большая детализация и объём, но, вместе с тем, и неизбежный привкус цифровых технологий, в виде чуть менее «прозрачного» звука, т.к. микропроцессоров в схеме становилось всё больше. Однако, звук следующих поколений дек Накамичи,, всё равно был субъективно лучше, чем всех прочих кассетных дек любых фирм, за очень редкими, единичными исключениями вывода на рынок шедевральных моделей от конкурентов.

Недаром, все внимание фирмы было сосредоточено на качестве звучания. Главный девиз компании соединяет эту стратегическую установку с нравственно-поэтическими основами этики самурая – "Непобедимый звук".

100% техники 1970-х и 99% 1980-х годов требуют серьёзных реставрационно-восстановительных работ!

Например, в тех же 1000-х и 700-х первого поколения, дохнут двигатели, вытягиваются пассики, дубеют обрезиненные кольца «идлеры», изнашиваются ролики и т.д. В результате удаётся оживить аппараты лишь длительным трудозатратным ремонтом. Для замены расходников годятся только высококачественные, шлифованные пассики и ровные, «не бьющие» ролики. Иначе гарантирована повышенная детонация движения ленты. Переборка мотора в большинстве случаев помогает оживить его. Ремонт переключателей, чистка резисторов, замена подсохших конденсаторов также – обычное дело. Естественно, «уходят» многие настройки. Если головки значительно «запилены», ухудшается звучание. Иногда их удаётся «вытянуть», иногда может выручить только замена, а это, как правило, проблема. Живых головок для дек Накамичи в природе осталось значительно меньше, чем самих дек. И цена на аукционах зашкаливает, если вдруг кто-то продаёт.

Также требуется тщательная настройка механических и электрических параметров согласно сервис-мануалу. Без комплекса этих работ никакого «Непобедимого звука», увы, мы не услышим.

  1. По уникальности и сложности конструкции, выделяются модели «Дракон», своим механизмом автоазимута головки воспроизведения («NAAC»), реализованном в режиме реверса и автореверса.

По звучанию лучшие - 1000 и 700 серия, в последнем поколении которых с приставками «ZXL» и «ZXE» реализовано по-настоящему объёмное звучание записей, уникальное для всего формата компакт-кассеты.

А вот по соотношению «качество-цена» - лучшие аппараты, пожалуй, LX5 & LX3 , причём последняя хоть и с универсальной головкой, а звучит тоже превосходно.

Также очень хороши по звуку относительно недорогие нынче модели 70-х г.г, - Накамичи 582, и немного покруче (для записи) - 682.

ZX7 стоит в отдельном ряду, практически идеальная дека для записи, любителю покрутить ручки, с возможностью настройки головки записи по азимуту в ручном режиме, встроенным оперативным калибратором и с очень хорошим звучанием.

А, например, ZX9, пришедшая ей на смену, с измененным пассиковым приводом маховика на прямоприводный, звучит жёстче, и не так приятно. Я думаю, это объясняется проникновением наводок капстана в звуковой тракт. Но это такие нюансы, которые можно услышать лишь в сравнении…

Звук большинства лучших дек фирмы выделяется богатством тембров, приятной «серединкой» и «воздушными» высокими частотами. Эти деки хочется слушать и слушать. И поэтому так мало осталось дек Накамичи в хорошем состоянии в наше время.

Но самые вкусные достоинства Накамичи реализуются при записи с аналоговых источников. Прежде всего, с высококачественных студийных лент и виниловых пластинок, особенно тех, что записаны в «доцифровую» эпоху на полностью аналоговом оборудовании. Это, в основном, 70-е годы.

29.06.2015 г,

Артём Карапетян для проекта hiendmusic.ru.

Чтобы информация о деках Nakamichi была исчерпывающей, дадим слово еще одному эксперту – эта статья была размещена на сайте zvukomaniya.ru – в чем-то она повторяет статью Артема, чем-то дополняет. Два экспертных мнения помогут вам получить о деках Nakamichi полное представление, и определиться с выбором.

Подробно о том, как выбирать кассетную деку и проверять ее работоспособность перед покупкой, читайте в материале: КАССЕТНЫЕ ДЕКИ - КАКУЮ КУПИТЬ, ЗАЧЕМ И КАК ВЫБРАТЬ?

Возможно, вам также будет полезен материал: ОБЗОР КАССЕТ ЗОЛОТОЙ ЭРЫ АУДИО

Послушать звучание Nakamichi здесь и сейчас можно, пройдя по ссылке на СТРАНИЦУ КОНСУЛЬТАЦИЙ - в четвертом фрагменте видеоролика о моей системе играет дека Nakamichi 1000 Tri Tracer.

Возможен ремонт любой сложности любой кассетной деки. По вопросам, связанным с ремонтом писать: box234@yandex.ru тема письма РЕМОНТ ДЕКИ

Если вам посчастливилось быть обладателем хорошей кассетной деки NAKAMICHI, согласитесь, имеет смысл выжать из нее максимум. Самые качественные записи, которые только возможно получить в формате компакт-кассеты получаются при записи с катушечных мастер-лент. По ряду показателей эти записи звучат даже интереснее, чем винил. К тому же, есть возможность записать редкие альбомы, которые на виниле очень сложно найти, или альбомы середины 90х и более поздние, которые на виниле не выходили. Качество записи значительно превосходит не только CD, но даже HD-Track. Попробуйте сами, и подарите своему NAKAMICHI возможность звучать на пределе возможностей!

По вопросам записей на кассеты с катушек писать по адресу: apo7@mail.ru - Андрей Руфинович

 

 

 



«Hi-end - это любая система, которая достаточно хороша, чтобы занимать все ваши чувства и удерживать ваше внимание во время прослушивания, чтобы вам больше ничего не хотелось делать… Система не должна быть обязательно дорогой. Просто умело собранной».